Uber для велосипедов: как велосипеды без док-станции наводнили Китай и направляются за границу | Города


Она 30-футовом экране в общественном велопрокате Ханчжоу счетчик неумолимо тикает: 278 812… 278 847… 278 883… Еще 40 прокатов велосипедов каждые пару секунд. Система легко превысит 350 000 человек до того, как закончится этот морозный зимний день.

Слева от гигантского экрана представлены 15 крупнейших общественных велопрокатов в мире. Тринадцать из них находятся в Китае. (Париж занимает 5-е место с 21 000 байками, а Лондон – 12-м с 16 500). Ханчжоу – в часе езды к западу от Шанхая на сверхскоростном экспрессе – немного больше Лондона по численности населения, но его система распределения в пять раз больше. Он уверенно возглавляет таблицу с 84 100 циклами, что почти в два раза больше, чем у его ближайшего конкурента.

Однако во многих других крупных городах Китая выделяются не прочные, официальные общественные велосипеды напрокат. Это череда ярко раскрашенных «бездоковых» велосипедов со шайбой, беспорядочно припаркованных на тротуарах тысячами.

Названные «Uber для велосипедов», они являются продуктом целого ряда новых стартапов, агрессивно конкурирующих за территорию и инвестиции.

Теоретически это работает достаточно просто. Пользователи загружают приложение, которое сообщает им, где найти цикл, который они разблокируют, сканируя QR-код на своих телефонах или используя отправленную им комбинацию. Однако, в отличие от традиционных услуг по аренде, которые требуют, чтобы велосипеды возвращались на фиксированную док-станцию, водители могут свободно оставлять велосипеды, где бы они ни закончились.

Живой экран общественного велосипедного проката Ханчжоу показывает аренду и возврат

Масштаб просто потрясающий. Менее чем за год только Mobike заполонил улицы 18 китайских городов более чем миллионом новых мотоциклов. С апреля прошлого года компания разместила более 100 000 своих оранжевых с серебром велосипедов под своей торговой маркой в ​​каждом из городов Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь и Гуанчжоу.

Всего за три месяца 2017 года Mobike, основанный Ху Вэйвэем и Дэвисом Вангом, бывшим главой Uber Shanghai, был запущен еще в шести городах; Чанша, Хэфэй и Тяньцзинь были добавлены в прошлом месяце. При поддержке китайского интернет-гиганта Tencent недавняя сделка с поставщиком Apple Foxconn увеличила производственные мощности Mobike вдвое до 10 миллионов велосипедов в год.

Затем есть Ofo, который стартовал в 2015 году как проект Пекинского университета и теперь претендует на 10 миллионов пользователей в 33 городах своими ярко-желтыми велосипедами, а также Bluegogo, Xiaoming и еще около десятка фирм-подражателей, многие из которых открылись за последние шесть лет. месяцы.

Схемы на основе приложений без док-станции снова сделали езду на велосипеде популярной в Китае.



Схемы на основе приложений без док-станции снова сделали велоспорт в Китае популярным. Фотография: Йоханнес Эйзеле / ​​AFP / Getty Images

В семистах милях к юго-западу, на улицах быстрорастущего производственного центра Жемчужной реки в Гуанчжоу, повсюду повсюду разноцветные велосипеды без док-станции. Они припаркованы возле сотен торговых центров и станций метро, ​​часто загораживая тротуар; другие, ставшие бесполезными из-за отсутствия седел, сломанных замков или соскобленных QR-кодов, просто выбрасываются на клумбы и кусты.

Но после десятилетий упадка, когда целое поколение китайцев, принявших экономическую свободу, поклонялось личному автомобилю и считало езду на велосипеде отсталой, эти приложения для совместного использования явно сделали велоспорт снова крутым в Китае. Большинству пользователей на вид от 20 до 30 лет, многие едут одной рукой, приклеив смартфоны к ушам. Эта популярность нова: доля поездок на велосипеде в Гуанчжоу упала с более чем 20% в конце 1990-х годов до примерно 5% несколько лет назад; Доля Пекина в модальных перевозках рухнула с максимума, превышающего 60% в середине 1980-х годов. Официальные оценки пока не учитывают влияние этих новых велосипедов, но на улицах больших городов Китая от них никуда не деться.

Более того, их собираются экспортировать по всему миру. В этом году Mobike запускается в Сингапуре, в то время как его конкурент Bluegogo, как известно, начал работу в Сан-Франциско без официального разрешения, в стиле Uber. (Департамент городского планирования вынес предупреждения и может привлечь к ответственности.) У Ofo есть контейнер с 500 велосипедами на пути в Кембридж, и ходят слухи, что Mobike нацелился на Лондон, Бирмингем и Манчестер.

Люди катаются на общественных велосипедах по живописному Западному озеру Ханчжоу.



Люди катаются на общественных велосипедах по живописному Западному озеру Ханчжоу. Фотография: Алами
Карта Ханчжоу

Что случилось с раем на Земле?

«На небесах рай; на Земле – Сучжоу и Ханчжоу », – гласит старая китайская поговорка. Красивое Западное озеро Ханчжоу ежегодно привлекает миллионы туристов, которые посещают близлежащие плантации, выращивающие зеленый чай Лунцзин, и погружаются в мирную провинциальную атмосферу.

Эта живописная репутация пострадала, когда документальный фильм «Под куполом» показал, что в 2013 году город пережил более 200 «туманных дней». Среднегодовая концентрация смертоносных мелких частиц загрязнения воздуха в Ханчжоу, PM2,5s, в этом году составила 66,1 мкг / м³ – более чем в шесть раз больше, чем указано в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения. Город стабильно входит в десятку самых загруженных в Китае, а в 2013 году TomTom оценил его как худший в стране и шестой худший в мире. Большая часть загрязнения города PM2,5 происходит от выбросов транспортных средств, что является отражением роста доходов и увеличения количества частных автомобилей.

Общественный велопрокат в Ханчжоу.



Общественный велопрокат в Ханчжоу. Фотография: VCG через Getty Images

Муниципальные власти отреагировали расширением системы метро, ​​которая недавно получила разрешение на строительство семи новых линий, и инвестированием в 3000 электрических автобусов и такси.

Но общественный прокат велосипедов, финансируемый городом, также играет решающую роль. Чжан Ли Цян, генеральный директор Green Smart Traffic (GST), в 2009 году начал первую в Китае публичную акцию велосипедов в Ханчжоу, вдохновившись схемой парижского Vélib. Он утверждает, что его программа сокращает потребление топлива на 100 000 тонн в год (что эквивалентно примерно 135 миллионам литров бензина и дизельного топлива).

«Население Ханчжоу увеличивается на 200 000 в год, дороги перекрыты», – говорит он. «Но исторический центр означает, что нельзя просто снести и отстроить заново, как это происходит в других частях Китая. Общественный велопрокат снижает нагрузку на движение и способствует экологически чистому подходу среди жителей города. Это очень эффективный способ решить проблему ».

Однако даже в Ханчжоу, где каждые несколько сотен метров расположены 3000 док-станций, появляются новые велосипеды без док-станции, в основном предоставляемые более мелкими фирмами-подражателями. Похоже, люди готовы платить типичную плату в один юань (около 10 пенсов) в час за то, чтобы они могли бросить велосипед в любом месте.

Делаем езду на велосипеде снова крутой… поделитесь велосипедами в Гуанчжоу.



Молодые люди катаются на велосипедах в Гуанчжоу. Фотография: Ник Ван Мид

Горячие деньги

Не все уверены, что прокат велосипедов без док-станции – хорошая идея. Эрик Мао, менеджер по маркетингу GST, считает, что стартапы слишком заняты поиском территорий и инвестиций, чтобы сосредоточиться на предоставлении хороших услуг: «Это большая проблема. Вы видите тысячи велосипедов, припаркованных повсюду по всему городу, и многие из них не работают, потому что о них никто не заботится – красота города разрушена ».

Напряженность обострилась в Шэньчжэне в начале этого года, когда в переулках и пустырях начали появляться огромные груды велосипедов с долями, которые сотни неясно сбрасывались людьми. Пальцы указывали на недовольных водителей мотоциклетных такси, частных охранников и даже конкурирующих компаний по прокату велосипедов. В Шанхае, напротив, я был свидетелем более упорядоченной операции. Там пользователям предлагается парковать велосипеды без док-станции в отмеченных отсеках, только что нарисованных на земле: простой прямоугольник из белых линий и значок велосипеда.

Бездоковые компании, похоже, серьезно относятся к этому вопросу. «Мы работаем с местными органами власти в каждом городе, в который мы въезжаем, чтобы решать такие проблемы, как парковка пользователей в неположенном месте», – говорит руководитель отдела коммуникаций Mobike Сюэ Хуанг, который отмечает, что – в отличие от общественного пользования велосипедами – в городах нет заплатите им один юань. «В районе Хуанпу в центре Шанхая правительство наняло ремонтников на станциях метро, ​​чтобы они призывали людей вести себя прилично и поддерживать порядок. Это процесс обучения пользователей ».

Это перевоспитание отчасти основывается на новой системе кредитов для поощрения за хорошее поведение и наказания за плохое. Пользователи Mobike начинают с 100 кредитов и могут зарабатывать больше, «информируя» – фотографируя и сообщая о плохо припаркованных велосипедах в городе. «После проверки нашими сотрудниками на земле наблюдатель получает дополнительную оценку, а преступник получает 20 очков», – объясняет Хуанг. «Если у пользователя меньше 80 баллов, стоимость аренды будет чрезмерно высокой».

Велосипеды-шайбы свалены огромными кучками у входа в парк Сяшань в Шэньчжэне.



Велосипеды-шайбы свалены огромными кучками у входа в парк Сяшань в Шэньчжэне. Фотография: Imaginechina / Rex / Shutterstock

Если они смогут решить проблему с парковкой, консультант по устойчивому транспорту Брам ван Оойен, который основал Cycle Canton Tours в Гуанчжоу, считает, что стартапы без док-станции для шеринга велосипедов отлично подходят для велосипедного движения и для Китая.

«Велосипедные акции без дока нашли нишу, в которой нет могущественных врагов», – говорит он. «Приложения для поездок, такие как Uber и Didi Chuxing, расстраивают таксистов, которые представляют собой мощную лоббистскую группу, которая может проводить акции протеста и довести город до тупика. Однако единственные люди, которые, кажется, недовольны новыми велосипедами, – это нелегальные водители мотоциклетных такси, которые поздно ночью пропускают дела на станциях метро, ​​и охранники, которым не нравится беспорядок на тротуаре за пределами дома. здания. Есть трения, но расстроенные группы недостаточно сильны. Так что правительству все равно ».

Между тем, градостроитель Чжу Цзинлу из Института политики в области транспорта и развития, который учредил общественный велосипедный парк Гуанчжоу и управляет своей системой скоростного автобусного сообщения, был бы рад, если бы случайное увеличение числа велосипедистов привело к улучшению велосипедной инфраструктуры. Консультант по развитию Ли Шулин соглашается, но скептически относится к изменениям в ближайшее время. «У каждого объекта в городе есть лозунги об устойчивости и зеленом транспорте», – говорит она. «Обдумывая новую дорогу, они выделяют место для велосипедной полосы в дизайне, но это просто линия на странице. Когда это реализовано, вы обнаружите, что детализация оставляет желать лучшего. Они просто хотят поставить галочку ».

Новая тактика

Вернувшись в Ханчжоу, общественная компания по прокату велосипедов GST пока что не отказывается от своих классических док-станций. Генеральный директор Чжан признает, что обеспокоен популярностью байков без док-станции, но указывает на недостатки.

«Они решили проблему пустых док-станций, но для них большой проблемой является точность GPS. Иногда пользователи ищут велосипед, но не там, где указано в смартфоне – возможно, он сломан или находится за запертыми воротами в жилом комплексе. Это плохой сервис. У них нет ремонтных бригад, как у нас, они работают неофициально, без государственной поддержки, они просто гонятся за капиталом … это неустойчивая модель ».

Однако Чжан понимает, что при поддержке инвесторов, включая Foxconn, Tencent и Didi, такие конкуренты, как Mobike и Ofo, никуда не денутся. «У них есть проблемы, которые нужно решить, но они найдут способ», – заключает он. «Они умны, и у них есть деньги».

Затем он показывает мне видео с прототипом общественного велосипеда без док-станции, разработанного GST. Он использует QR-код, интеллектуальную блокировку и технологию GPS, как и стартапы. Новые мотоциклы будут испытывать в Ханчжоу; Чжан надеется, что они смогут принять участие в первом зарубежном набеге GST, запланированном на этот год. Обсуждения ведутся с городами Малайзии, Панамы и Италии.

«Мы собираемся попробовать новую тактику», – добавляет он. «У обеих систем есть достоинства и недостатки, поэтому мы объединим две – док-станцию ​​и док-станцию ​​- чтобы получить лучшее из обоих миров».

Так или иначе, кажется очевидным, что в ближайшем будущем велосипеды без док-станции не просто наводнят Китай.

Guardian Cities посвящает неделю огромным, но зачастую незарегистрированным городам на передовой беспрецедентной урбанизации Китая. Ознакомьтесь с нашим обзором здесь и подпишитесь на нас Facebook. Делитесь историями через WeChat (GuardianCities) и с помощью #OtherChina на Twitter и Instagram

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *