Почему Финляндия лидирует в области зимнего велоспорта | Кататься на велосипеде


В Лондоне, где я живу, идея зимней езды на велосипеде обычно подразумевает немного больше, чем запоминание перчаток и обеспечение зарядки ваших велосипедных фонарей. В Йоэнсуу, компактном городе на востоке Финляндии, где я сейчас нахожусь, это, возможно, более серьезный бизнес.

Когда я сошел с поезда из Хельсинки, температура была -16C (3F) и еще не поднялась выше -6C. Каждая проезжая часть, тротуар и велосипедный маршрут покрыты слоем утрамбованного снега.

Но одно из первых, что вы видите на улицах города, – это велосипеды. Около 20% всех поездок в Йоэнсуу – велосипедные. В разгар зимы этот показатель снижается примерно наполовину, но это все равно намного лучше, чем в большинстве финских городов, не говоря уже о почти любой части Великобритании.

Я нахожусь в Йоэнсуу, потому что меня пригласили посетить Зимний велосипедный конгресс, ежегодное собрание исследователей, ученых и городских властей, которое ежегодно проводится в разных холодных муниципалитетах.

После пары дней общения с людьми здесь мы извлекли два основных урока. Во-первых, хотя зимние велосипедные прогулки действительно сопряжены с проблемами, они не всегда те, на которые можно рассчитывать. Во-вторых, и это, возможно, более предсказуемо, если вы хотите, чтобы зимой на велосипедах ездило больше людей, дело не столько в людях, сколько в инфраструктуре.

С точки зрения практичности езды по снегу, условия утрамбованного снега, подобные Йоэнсуу, довольно просты. Почти все, кого я видел на этой неделе, ездили на обычных велосипедах с обычными шинами.

Велосипедист проезжает по Йоэнсуу
Велосипедист путешествует по Йоэнсуу, где около 20% всех поездок совершаются на велосипеде. Фотография: Анне Хукканен

Ари Варонен, главный дорожный инженер города, рассказал мне, что велосипедные маршруты Йоэнсуу обрабатываются теми же тракторами, что и дороги. У них есть лезвие, чтобы отталкивать свежий снег и делать бороздки на поверхности, чтобы сделать ее менее скользкой. Затем дорожки обрабатываются песком, а не солью, разъедающей велосипед.

Если погода будет ниже нуля, все в порядке. Но, как объяснил мне Матти Койстинен, глава Федерации велосипедистов Финляндии, самые большие проблемы вызывают более разные температуры.

«Если это действительно плотный снег, как сейчас, ехать комфортно. Но когда температура поднимается выше 0C, становится адом. Он становится очень слякотным, а затем, когда он снова замерзает, становится чистым льдом, действительно упругим ».

На данный момент, по общему мнению, лучше всего ездить на велосипеде с шинами, оснащенными металлическими шипами, поскольку вы никогда не можете быть уверены, что недавно замороженный трек был свежим песком.

Йоэнсуу как велосипедный город имеет ряд преимуществ. Он относительно небольшой, почти полностью плоский, а его широкие улицы были в основном построены в последние десятилетия – совсем недавно, в 1950-х годах, в нем проживало всего около 7000 человек.

Но у него также есть обширная система отдельных велосипедных маршрутов, одни только для велосипедов, другие как часть широкой пешеходной дорожки. Это особенно важно, сказал мне Варонен: «Велосипедная дорожка, только что нарисованная на дороге, не будет работать здесь зимой. Если у вас утрамбованный снег, то даже отметок не видно. Так что никто не воспользуется этим ».

Опять же, мы возвращаемся к вечной теме велоблога: если вы хотите, чтобы на велосипеде ездило много людей, вам нужна последовательная политическая воля, чтобы тратить деньги на надлежащие велосипедные сооружения в долгосрочной перспективе.

Мэр Кари Карьялайнен использует статический велосипед для включения системы громкой связи на Зимнем велосипедном конгрессе.
Мэр Кари Карьялайнен использует статический велосипед для включения системы громкой связи на Зимнем велосипедном конгрессе. Фотография: Питер Уокер / The Guardian.

То, что политики в Йоэнсуу привержены велосипедному спорту и активному транспорту в целом, ясно из Зимнего велосипедного конгресса. Мэр города Кари Карьялайнен не только приветствовал делегатов на торжественном приеме, но и по очереди крутил педали статического велосипеда, используемого для питания системы громкой связи.

Для этого есть веские причины. Йоэнсуу стремится к 2025 году стать углеродно-нейтральным, и с этой целью он не сможет справиться без значительного сокращения транспортных выбросов, которые составляют 70% от общего объема.

Правительство Финляндии, похоже, в равной степени привержено делу: программа финансирования активных поездок является частью цели по увеличению количества пешеходных и велосипедных прогулок на 30% к 2030 году. Страна в целом обязалась стать углеродно-нейтральной к 2030 году, за 20 лет до Крайний срок в Великобритании.

В то время как велосипедные группы в Великобритании, как правило, маргинализируются правительством, Койстинен входит в качестве представителя федерации велосипедистов в официальный комитет, которому поручено найти способы сокращения выбросов.

Ловушка бесконечной детализации дальновидной политики в таких местах, как Йоэнсуу, заключается в том, что люди в других странах могут испытывать соблазн пожать плечами и просто предположить, что финны поступают иначе.

ребенок на велосипеде в Йоэнсуу
В основной школе города около половины учеников зимой ездят в школу. Фотография: Питер Уокер / The Guardian.

И в какой-то степени они это делают: Северная Карелия, финский регион, столицей которого является Йоэнсуу, была базой для одного из самых ранних и самых известных экспериментов в области общественного здравоохранения в истории, когда 20 лет усилий привели к снижению исторически высоких показателей. сердечных заболеваний, вызванных безудержным курением и диетой, в основном основанной на животных жирах, примерно на 80%.

Но вы можете извлечь еще один урок. Мероприятие, посвященное открытию Зимнего велосипедного конгресса, состоялось в главной школе города, где, по словам учителей, около половины учеников до сих пор ездят в школу зимой. В то утро, о котором идет речь, было -13С, шел снег. Но велосипедные стоянки в школе были полны.

Возможно, об этом стоит подумать в следующий раз, когда вы задаетесь вопросом, сможете ли вы прокатиться на велосипеде зимой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *